понедельник, 21 февраля 2011 г.

Инквизиция вселенского масштаба. Религии мира «Warhammer»: часть первая.


 Статья спорная, но интересная. Есть неточности.



В мрачном мире «Warhammer 40.000» есть место только войне. Религиозной войне. Вселенная веры Бога-Императора и культов хаоса, крестовых и антикрестовых походов, инквизиции и еретиков, эльфов-сатанистов и орков-язычников. Цикл, посвященный религиям вымышленных миров, открывает статья Р. А. Силантьева.
В мрачном мире далекого будущего
есть место только войне
 Краткое описание вселенной «Молота войны»
Вселенная «Молота войны» (Warhammer`a или Вархаммера) была придумана в начале 80-х сотрудниками английской фирмы Games Workshop (GW), которые преследовали сугубо коммерческие интересы, - всплеск популярности варгеймов (т. е. настольных игр в миниатюры-«солдатики»), изобретенных в 1912 году писателем Гербертом Уэллсом, сделал весьма выгодным изготовление миниатюр на средневеково-фентазийную и фантастическую тематику. Фанатам этих игр хотелось чего-то нового, неизбитого, но в то же время узнаваемого и привычного. Менеджеры GW смогли максимально оправдать их ожидания, создав футуристический мир «Warhammer 40.000» (WH40K) и существующий в его рамках средневековый мир «Warhammer Fantasy Battle» (WHFB), населенный несколько одичавшими людьми, космическими эльфами-эльдарами и прочими разумными расами.
К настоящему времени о вселенной «Молота войны» написаны десятки художественных книг и сводов правил, создано несколько варгеймов, карточных игр того же стиля и компьютерных игр, самой популярной из которых стала стратегия реального времени «Warhammer 40.000: Dawn of war»[i]. Большая часть поклонников варгеймов разыгрывает битвы по сюжетам именно этой вселенной, а общее число поклонников «Молота войны» исчисляется миллионами, тысячи из которых живут в России.
 
Как свидетельствует «Википедия», «стиль игрового мира Warhammer 40, 000 часто называют футуристически-готическим фэнтези. Одной из наиболее характерных черт мира является нарочитая эклектичность - генетически измененные суперсолдаты соседствуют с вооруженными копьями всадниками, напоминающими монгольских воинов, сверхсветовые космические корабли соседствуют с паровыми машинами, высокотехнологичное фантастическое оружие - с топорами, мечами и другим холодным оружием. Другая характерная черта - многочисленные аллюзии на популярные книги, фильмы, мифы разных времен и народов, а также исторические события. Среди источников можно назвать Библию, мифы Древней Греции, Рима, Персии, Скандинавии, различные оккультные учения. Среди литературных - произведения Фрэнка Герберта, Роберта Хайнлайна, Гарри Гаррисона и многих других авторов. Среди исторических - почти вся история человечества, от древнейших времен до еще не наступившего будущего, каким его описывают фантасты».
К этому можно добавить, что от прочих авторских миров «Молот войны» отличает размер мира, населенного квадриллионами разумных существ, масштабы происходящих сражений, детализация истории, этнографии и военного дела, а также исключительный антигуманизм. Интересно отметить, что такие популярные компьютерные стратегии реального времени, как «Warcraft» и «Starcraft» напрямую вышли из «шинели», соответственно, WHFB и WH40K. Кстати, именно в «Вархаммере» орки приобрели политкорректный зеленый цвет (в этом мире они считаются растительно-животными гибридами), в который они теперь выкрашены почти во всех играх.
Создатели «Молота войны» старались выстроить интересный, но логичный мир, который бы не вызывал аллергии своей сюрреалистичностью или искаженными моральными принципами. Вкладывать в «Вархаммер» какие-либо высокие идеи они не собирались, однако необходимость оживить мир и мотивировать поступки его героев со временем вынудила идеологов GW придумать «Молоту войны» оригинальный сюжет и систему ценностей, превративших его в самую религиозно окрашенную из вымышленных вселенных. Не поленились они придумать и десятки афоризмов, весьма точно отображающих атмосферу «Молота войны». Некоторые из них приводятся в качестве эпиграфов к разделам этой статьи.

Силантьев Роман Анатольевич

4 комментария: